Финмаркет,
2 июня 2021 г.
Наделение финуполномоченного правом снижать размер неустойки усилит защиту потребителей - Воронин 312 просмотров
Готовящиеся изменения в закон о службе финансового уполномоченного, которые наделят финомбудсменов правом снижать размер неустойки при вынесении решений в отношении финансовых институтов, будут способствовать усилению защиты прав потребителей, хотя это и не очевидно на первый взгляд, заявил главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин на встрече с журналистами.
«Это предложение рассматривалось у нас на общественном совете, были проведены консультации с Банком России. Если законодательные изменения будут поддержаны, они будут работать в пользу потребителя», - сказал Воронин.
По его словам, в настоящее время службой по спорам с финансовыми организациями в досудебном порядке могут приниматься решения только с учетом определения 100%-ной уплаты неустойки финорганизацией. Вопрос о снижении размера неустойки относится к компетенции судов, но предполагается, что такие решения должны приниматься «в исключительных случаях».
Правом обращаться в суды для пересмотра штрафных санкций в сторону понижения широко пользуются финансовые организации, которые выступают стороной спора с потребителями финуслуг, в первую очередь страховые компании. Но тут исключения превращаются в правило, отметил Воронин.
«Большинство переданных в суды споров не касается сути решения о существе спора, оспариваются финансовыми институтами решения службы лишь в части размера присужденной к выплате неустойки. Если служба получит законодательное право снижения размера неустойки (когда нарушения прав клиентов незначительны), с учетом единообразия практики рассмотрения споров финомбудсменами, смягчение санкций будет предприниматься в исключительных случаях, выиграют от этого потребители», - полагает Воронин.
Кроме того, он напомнил, что обращение финансового института в суд предполагает приостановку исполнения решения финансового уполномоченного до завершения спора в суде, период ожидания результатов решения спора для потребителя увеличивается.
В ближайшее время, по словам Воронина, может быть рассмотрен Госдумой во втором чтении другой законопроект - с поправкой об исполнении решений финансового уполномоченного и выдаче удостоверений по результатам рассмотрения спора.
Также «в высокой степени проработки и вопрос об отнесении к компетенции службы решения споров о незаконных переводах из одного НПФ в другой. С 1 января 2021 года служба принимает обращения потребителей - клиентов НПФ. Люди смогли бы в упрощенном порядке и достаточно быстро защищать свои права, - добавил Воронин. - Кроме того, мы готовы присоединить тему досудебной защиты потребителей при банкротствах физлиц, если эти банкротства инициируются юридическими лицами».
В свою очередь руководитель АНО «Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного» Ольга Крайнова сообщила на встрече с журналистами, что по состоянию на 1 апреля 2021 года из 42,7 тыс. решений о полном или частичном удовлетворении требований потребителя, принятых финансовым уполномоченным в 2020 году, финансовыми организациями было обжаловано в суде 16,27 тыс. (38,1%) решений: страховыми организациями оспаривалось 16,2 тыс. решений финуполномоченных, МФО - 54 решения.
«В 69% случаях обжалование происходит лишь с одной целью - снижение размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса. Дело в том, что в соответствии с ГК РФ решение о снижении неустойки принимается только судом. Применение указанной нормы финансовым уполномоченным при принятии им решения не предусмотрено», - сказала Крайнова.
Публичные обсуждения вопроса о наделении службы правом снижения неустойки при вынесении решений оспаривалось рядом экспертов во время проведения последнего Петербургского форума. Статус службы не позволяет относить ее к судебным органам, а право пересмотра финансовых санкций есть только у судов.
Комментируя тему дискуссии «Интерфаксу», зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин заявил о желательности ситуации, «когда авторитет решений службы таков, чтобы оспариваний в судах по факту не происходило». Вместе с тем юридически нельзя лишить права гражданина или компанию базового права обращаться в суд, подчеркнул он.
Однако «можно сделать две других вещи. Во-первых, через практику и некие стандарты более четко определить решения, которые может принимать финуполномоченный, чтобы желание сторон оспаривать решения службы снижалось. Во-вторых, - и это обсуждается со страховым сообществом, - речь идет о предоставлении права финуполномоченному на его усмотрение принимать решение о снижении уровня неустойки. Это квазисудебная функция. У нас есть аналог в рамках административного производства. Должностное лицо, которое не выступает судьей, вправе на свое усмотрение менять размер штрафа в зависимости от ряда обстоятельств и тяжести нарушения. Вполне возможно, что и финуполномоченный таким правом также может обладать», - допустил Чистюхин.
По результатам рассмотрения обращений потребителей финуслуг службой в 2020 году было вынесено 114 тыс. 907 решений, в том числе по страхованию 114 тыс. 730, по микрофинансированию - 177. В структуре поступивших в службу обращений в первом квартале 2021 года на споры со страховщиками приходится более 92%.
Представители других сегментов финансового рынка присоединились к практике досудебного рассмотрения споров службой финуполномоченного позже страховщиков, банки и НПФы - с начала этого года.
Служба рассматривает небольшие имущественные споры на финрынке, рассмотрение бесплатно для потребителя, законом предусмотрен обязательный претензионный порядок - до подачи обращения в службу потребитель обязан обратиться в финансовый институт для разрешения спорной ситуации.
Вся пресса за 2 июня 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Финансовый уполномоченный (омбудсмен)
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
15 мая 2024 г.
|
|
Российская газета-Урал, 15 мая 2024 г.
На Урале после пожаров и паводка вырос интерес к страхованию имущества
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 мая 2024 г.
Британские страховщики прогнозируют замедление роста доходов от премий в течение следующих трех лет: EY
|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 15 мая 2024 г.
Взносы страховых организаций Беларуси в I квартале выросли на 17,1%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 мая 2024 г.
Реформы страхования во Флориде направлены на борьбу с мошенничеством: Triple-I
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 мая 2024 г.
Изменение подземного климата подвергает риску владельцев зданий
|
|
ТАСС, 15 мая 2024 г.
Первый финансово-товарный ретейлер выходит на российский рынок
|
|
cbr.ru, 15 мая 2024 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
cbr.ru, 15 мая 2024 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
Аргументы и факты-Томск, 15 мая 2024 г.
Обман с полисом
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 мая 2024 г.
Ценовые тенденции мирового рынка страхования в первом квартале стабилизировались
|
|
Донецкое агентство новостей, 15 мая 2024 г.
В ДНР оказание страховых услуг организовали пять компаний
|
|
Южный Федеральный, 15 мая 2024 г.
На Урале растет число мошеннических схем при страховании
|
|
Авторадио, 15 мая 2024 г.
Правительство поддержало проект по увеличению страхового возмещения ОСАГО
|
|
Мир новостей, 15 мая 2024 г.
В платежке за «коммуналку» появится еще одна строка
|
|
Финмаркет, 15 мая 2024 г.
Чистая прибыль Allianz в 1-м квартале увеличилась на 21,8%
|
|
Уральский меридиан, Екатеринбург, 15 мая 2024 г.
На Среднем Урале растёт количество обманов при страховании жизни и здоровья
|
|
Российская газета онлайн, 15 мая 2024 г.
Опрос: На болезни чаще жалуются туристы, вернувшиеся из Таиланда и ОАЭ
|
 Остальные материалы за 15 мая 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|